Record Details

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД СОСТАВЛЕНИЯ И КОРРЕКТИРОВКИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ

Наукові журнали Національного Авіаційного Університету

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Title МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД СОСТАВЛЕНИЯ И КОРРЕКТИРОВКИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ
МАТЕМАТИЧНИЙ МЕТОД СКЛАДАННЯ І КОРИГУВАННЯ НАВЧАЛЬНИХ ПЛАНІВ
MATHEMATICAL METHOD OF COMPOSING AND CORRECTION OF CURRICULUMS
 
Creator Литвиненко, О. Є.
Масловский, Б.Г.
 
Subject
учебный план; составление; корректировка; математическая модель; направленный перебор
519.142.378.141(045)

навчальний план; складання; коригування; математична модель; спрямований перебір
519.142.378.141(045)

curriculum; composing; correction; mathematical model; directed search
519.142.378.141(045)
 
Description Представлена математическая модель задачи, включающая целевую функцию и систему ограничений. В качестве искомых переменных выбраны бивалентные величины, значения которых определяют распределение учебных дисциплин между семестрами. Целевая функция отражает стремление минимизировать отклонение планируемой очередности преподавания дисциплин от наиболее предпочтительной, установленной на основе методических положений. Система ограничений отражает основные требования, предъявляемые к учебному плану: включение в учебный план всех заданных дисциплин; соблюдение нормативных требований к количеству дисциплин, экзаменов, курсовых проектов и работ в каждом семестре; к общему объему аудиторных занятий и количеству часов аудиторных занятий по альтернативным дисциплинам в неделю; к общему количеству учебных часов по всем дисциплинам в каждом семестре; к последовательности преподавания учебных дисциплин. Доказано, что задача составления и корректировки учебных планов сводится к классу экстремальных комбинаторных задач с линейной структурой. Это дает возможность использовать для ее решения эффективные алгоритмы направленного перебора.
Представлена математична модель задачі, що включає цільову функцію і систему обмежень. В якості шуканих змінних обрані бівалентні величини, значення яких визначають розподіл навчальних дисциплін між семестрами. Цільова функція відбиває прагнення мінімізувати відхилення планованої черговості викладання дисциплін від найбільш прийнятної, встановленої на основі методичних положень. Система обмежень відбиває основні вимоги, що пред'являються до навчального плану: включення в навчальний план усіх заданих дисциплін; дотримання нормативних вимог до кількості дисциплін, іспитів, курсових проектів і робіт в кожному семестрі; до загального об'єму аудиторного зайняття і кількості годин аудиторних навчань по альтернативних дисциплінах в тиждень; до загальної кількості навчального часу по усіх дисциплінах в кожному семестрі; до послідовності викладання навчальних дисциплін. Доведено, що завдання складання і коригування навчальних планів зводиться до класу екстремальних комбінаторних завдань з лінійною структурою. Це дає можливість використати для її вирішення ефективні алгоритми спрямованого перебору.
A mathematical model of the problem, including a target function and a system of limitations, is presented. The bivalent values that determine distribution of educational disciplines among semesters are chosen to be the sought variables. The target function reflects the aspiration to minimize deviation of the planned order of teaching of disciplines from the most preferable order, defined on the basis of methodical considerations. The system of limitations reflects the basic requirements applied to the curriculum: including all the specified disciplines into the curriculum; compliance to the normative requirements to the quantity of disciplines, examinations, course projects and course works in each semester; to the general volume of auditory lessons and to the amount of auditory lessons in alternative disciplines per week; to the general amount of training hours for all disciplines in each semester; to the sequence of teaching of educational disciplines. It is proven that the problem of composing and correction of curricula is reduced to the class of extreme combinatorial problems with linear structure. This provides an opportunity of using the effective algorithms of directed search for its solution.
 
Publisher National Aviation University
 
Contributor


 
Date 2016-07-06
 
Type


 
Format application/pdf
 
Identifier http://jrnl.nau.edu.ua/index.php/SBT/article/view/10561
10.18372/2310-5461.30.10561
 
Source Наукоємні технології; Том 30, № 2 (2016); 174-177
Science-based technologies; Том 30, № 2 (2016); 174-177
Наукоемкие технологии; Том 30, № 2 (2016); 174-177
 
Language uk
 

Технічна підтримка: НДІІТТ НАУ