Record Details

Прогнозирование ресурса авиационных конструкций с многоочаговым повреждением

Репозитарій Національного Авіаційного Університету

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Title Прогнозирование ресурса авиационных конструкций с многоочаговым повреждением
 
Creator Каран, Евгений Валентинович
 
Subject многоочаговое повреждение (MSD)
образование усталостных трещин
кинетика роста усталостных трещин
коэффициенты уравнения Пэриса
объединение усталостных трещин
численное моделирование
ресурс заклёпочных соединений
629.735.015.4:620.179.1(042.3)
 
Description СОДЕРЖАНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПРОБЛЕМА МНОГООЧАГОВОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ АВИАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Проблема многоочагового повреждения стареющего парка самолётов
1.2. Методы и модели для определения ресурсных характеристик авиационных конструкций при многоочаговом повреждении
1.3. Подходы к прогнозированию наработки до образования усталостных трещин в авиационных конструкциях с множественными отверстиями
1.4. Рост усталостных трещин при многоочаговом повреждении авиационных конструкций
1.5. Цель и задачи настоящего исследования
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБРАЗЦОВ ИЗ СПЛАВА Д16АТ
2.1. Лабораторные образцы и модельные элементы конструкции с множественными концентраторами напряжений
2.1.1. Материалы и образцы для исследования многоочагового усталостного повреждения
2.1.2. Методика подготовки образцов для исследования
2.2. Оборудование для испытаний на усталость
2.3. Программа экспериментальных исследований
2.4. Методика регистрации и измерения длины усталостных трещин
2.5. Методика представления экспериментальных данных по кинетике роста усталостных трещин
Выводы по Разделу 2
РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ МНОГООЧАГОВОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И МОДЕЛЬНЫХ ОБРАЗЦОВ
3.1. Статистические показатели циклической наработки до образования начальных усталостных трещин
3.2. Стадии многоочагового повреждения лабораторных и модельных образцов
3.3. Кинетические диаграммы усталостного разрушения при многоочаговом повреждении сплава Д16АТ
Выводы по Разделу 3
РАЗДЕЛ 4. МЕТОД ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЕСУРСА АВИАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПРИ МНОГООЧАГОВОМ ПОВРЕЖДЕНИИ НА ОСНОВАНИИ ЧИСЛЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
4.1. Эмпирическая модель кинетики роста усталостных трещин для алюминиевых сплавов
4.1.1. Обобщённая зависимость между коэффициентами С и m уравнения Пэриса для авиационных алюминиевых сплавов
4.1.2. Точка фокуса для кинетических диаграмм усталостного разрушения. Модифицированное уравнение Пэриса
4.1.3. Статистическое распределение параметра m кинетической диаграммы усталостного разрушения алюминиевых сплавов
4.2. Исходные предпосылки для построения математической модели многоочагового повреждения на основании метода Монте-Карло
4.3. Интерфейс программы и методика проведения численного эксперимента
4.4. Результаты численного моделирования множественного повреждения и их трактовка
Выводы по Разделу 4
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Каран Е.В. «Прогнозирование ресурса авиационных конструкций с
многоочаговым повреждением» – Рукопись.
Диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук по специальности 05.07.02 – проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов. – Национальный авиационный университет, г. Киев, 2016.
Диссертация посвящена разработке метода прогнозирования ресурса авиационных конструкций с многоочаговым повреждением на основе численного моделирования методом Монте-Карло.
Многоочаговое повреждение авиационных конструкций проявляется, как правило, в рядах заклёпочных соединений и характеризуется образованием усталостных трещин у отверстий под заклёпки, их распространением вдоль соединения, а также объединением трещин, растущих навстречу друг другу из соседних отверстий. Проблема многоочагового повреждения особенно актуальна при оценке работоспособности, назначении периодичности осмотров и прогнозировании остаточной прочности стареющего парка самолётов.
Случайная природа многоочагового повреждения обусловлена стохастическим рассеянием времени до образования трещин в заклёпочном соединении, случайным характером их распространения и объединения. Большинство из этих факторов учитывается при численном моделировании данного вида повреждения методом Монте-Карло. Для реализации численного эксперимента необходимо располагать математическими моделями процессов образования и роста усталостных трещин,
числовые характеристики которых можно получить только экспериментальным путём. Результатом численного эксперимента являются статистические оценки ресурсных показателей конструкции.
Разработана методика циклических испытаний плоских образцов с множественными концентраторами напряжения в виде отверстий и методика непрерывной регистрации и измерения размеров усталостных трещин на образце в процессе его нагружения. Проведены экспериментальные исследования на усталость образцов с множественными концентраторами и модельных образцов с
заклёпочным соединением внахлёст, получено данные о сопротивлении алюминиевого сплава Д16АТ многоочаговому повреждению. На основании экспериментальных исследований определены статистическое распределение и числовые характеристики циклической наработки до образования усталостных трещин в испытуемых образцах в зависимости от действующего напряжения. Определено влияние заклёпочных соединения на усталостную прочность образцов с множественными концентраторами. На основании экспериментальных исследований получены обобщённые кинетические диаграммы усталостного разрушения алюминиевого сплава Д16АТ для образцов с отверстиями и с заклёпочным соединением. Определены коэффициенты С и m уравнения Пэриса
для усталостных трещин в испытуемых образцах и установлена взаимосвязь между данными коэффициентами. Определены статистические показатели для распределения значений коэффициента m.
Разработана эмпирическая модель кинетики роста усталостных трещин, которая базируется на модифицированном уравнении Пэриса и с использованием которой можно моделировать случайный рост трещины в алюминиевых сплавах. На основании полученных экспериментальных данных разработано соответствующее алгоритмическое и программное обеспечение для численного моделирования многоочагового повреждения заклёпочных соединений авиационных конструкций
из алюминиевых сплавов.
Проведена проверка работоспособности и оценка точности разработанного метода прогнозирования ресурса при многоочаговом повреждении авиационных конструкций.
 
Date 2016-03-11T19:04:23Z
2016-03-11T19:04:23Z
2016
 
Type Thesis
 
Identifier http://er.nau.edu.ua/handle/NAU/17702
 
Format application/pdf
application/pdf
application/pdf
 

Технічна підтримка: НДІІТТ НАУ