Record Details

Сохранение художественного наследия Украинских сечевых стрельцов: проблемы и перспективы

Наукові журнали Національного Авіаційного Університету

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Title Сохранение художественного наследия Украинских сечевых стрельцов: проблемы и перспективы
Preservation of the artistic heritage of Ukrainian Sich Riflemen: problems and prospects
Збереження художньої спадщини мистців - українських січових стрільців: проблеми і перспективи
 
Creator Рожак-Литвиненко, Ксенія Богданівна; Національний авіаційний університет
 
Subject Украинские сечевые стрельцы; Живопись; Графика; Художественное наследие; Сохранение культурных ценностей
7:061.2:356.113(477.83/.86)
Ukrainian Sich Riflemen; Painting; Graphics; Artistic heritage; Preservation of cultural values
7:061.2:356.113(477.83/.86)
Українські січові стрільці; Живопис; Графіка; Мистецька спадщина; Збереження культурних цінностей
7:061.2:356.113(477.83/.86)
 
Description В статье рассмотрены состояние и проблемы сохранности творческого наследия художников ‑ Украинских сечевых стрельцов в динамике их развития с момента создания Легиона Украинских сечевых стрельцов (далее УСС) и до наших дней. Доказано, что формирование собрания произведений УСС началось 1915 г. усилиями Боевой управы УСС в Вене. Большая часть этого собрания была передана в 1917 г. на хранение в Национальный музей во Львове; большая коллекция произведений УСС с 1925 г. хранилась в отделе произведений военной тематики при Музее Национального общества им. Т. Шевченко, а с 1939 г. ‑ распылена по фондам Музея освободительной борьбы в Праге и Львовского исторического музея. В августе 1952 г. по специальному указанию Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров УССР в котельной Львовской национальной научной библиотеки было сожжено около 2300 экспонатов из специальных фондов львовских музеев, в которые входили все картины художников УСС и произведения, посвященные истории Украинских сечевых стрельцов. Указаны факты обнаружения более 800 произведений графики УСС в специальных фондах Славянской библиотеки в Праге (1998 г.), а также редких произведений художников УСС в Национальном музее в Кракове, Львовском историческом музее и в собраниях частных коллекционеров в Украине и за рубежом. Сделан вывод о том, что количество уцелевших произведений не дает полного представления о масштабах и характере деятельности художественного объединения УСС.
The condition and the problems of preservation the artistic heritage of USS are discussed in the dynamics of the development from the creation of LUSS to the present day. There is investigated that the creation of the USS collection began in 1915 by the efforts of «Boyova uprava» (Military Council) of USS in Vienna. Most of this collection was transferred in 1917 to the National museum in Lviv; a large collection of works by USS from 1925 remained in the military monuments’ department at the Museum of Shevchenko Scientific Society, and from 1939 ‑ scattered on funds the Museum of Liberation Struggle in Prague and Lviv historical museum. In August, 1952 under the special instructions of the Committee for cultural and educational institutions under the Council of Ministers of the USSR in the boiler room of LNNB were burned around 2,300 exhibits from special funds of Lviv museums, which included all USS paintings and works on the history of Ukrainian Riflers. There are revealed the facts of finding more than 800 pieces of USS graphics in the special funds of Slavic Library in Prague (1998) as well as single works of artists of the USS in the National Museum in Krakow, the Lviv History Museum and in private collections in Ukraine and abroad. It is concluded that the number of surviving works doesn’t give the complete picture of the scope and nature of the USS artistic groupment’s activity.
У статті розглянуті стан і проблеми збереженості творчої спадщини художників – Українських січових стрільців у динаміці їх розвитку з моменту створення Легіону Українських січових стрільців (далі ‑ УСС) і до наших днів. Досліджено, що формування збірки пам’яток УСС розпочалося 1915 р. зусиллями Бойової управи УСС у Відні. Переважна частина цієї збірки була передана у 1917 р. на зберігання до Національного музею у Львові; велика колекція творів УСС з 1925 р. зберігалася у відділі військових пам’яток при Музеї Національного товариства ім. Т. Шевченка, а з 1939 р. – розпорошена по фондах Музею визвольної боротьби в Празі та Львівського історичного музею. У серпні 1952 р. за спеціальною вказівкою Комітету у справах культурно-освітніх установ при Раді Міністрів УРСР в котельні Львівської національної наукової бібліотеки було спалено близько 2 300 експонатів зі спеціальних фондів львівських музеїв, до яких входили всі картини художників УСС і твори, присвячені історії українського стрілецтва. Зазначено факти виявлення понад 800 творів стрілецької графіки у спеціальних фондах Слов’янської бібліотеки в Празі (1998 р.), а також поодиноких творів художників УСС у Національному музеєві в Кракові, Львівському історичному музеєві та у збірках приватних колекціонерів в Україні і за кордоном. Зроблено висновок про те, що кількість вцілілих творів не дає повного уявлення про масштаби та характер діяльності мистецького угруповання УСС.
 
Publisher National Aviation University
 
Contributor


 
Date 2019-12-20
 
Type


 
Format application/pdf
 
Identifier http://jrnl.nau.edu.ua/index.php/Design/article/view/14349
10.18372/2415-8151.17.14349
 
Source Теорія та практика дизайну; № 17 (2019); 90-105
Теория и практика дизайна; № 17 (2019); 90-105
Theory and practice of design; № 17 (2019); 90-105
 
Language uk
 

Технічна підтримка: НДІІТТ НАУ