Record Details

МНОГОФАКТОРНЫЙ МЕТОД ПОДБОРА ФРИКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ПАР ТРЕНИЯ ТОРМОЗНЫХ УСТРОЙСТВ

Наукові журнали Національного Авіаційного Університету

View Archive Info
 
 
Field Value
 
Title МНОГОФАКТОРНЫЙ МЕТОД ПОДБОРА ФРИКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ПАР ТРЕНИЯ ТОРМОЗНЫХ УСТРОЙСТВ
 
Creator Вольченко, Николай Александрович; Кубанский національній технологический университет 050-373-82-42, E-mail: divo99@ukr.net.
Бекиш, Ирина Орестовна; Ивано-Франковский национальный технический университет нефти и газа
Красин, Павел Сергеевич; Кубанский национальный технологический університет.
Федотов, Евгений Сергеевич; Кубанский национальный технологический університет
 
Subject тормозные устройства; пары трения; фрикционный материал; трибоЭДС; потенциал

 
Description В статье рассмотрено связь работы выхода электронов и ионов с робочих поверхностей металлополимерных пар трения и их поверхностной температуры от импульсных удельных нагрузок, действующих на пятна контактов микровыступов. Проведен анализ температур, возникащих на поверхностях пятен микровыступов при различных типах контакта в процессе фрикционного взаимодействия. Проиллюстрирувано влияние упругой деформации поверхностных слоев материалов элементов трения и пластических деформаций процессов без и с насыщенной плотностью дислокаций на изменение поверхностной температуры, удельных нагрузок и работу выхода электронов и ионов с рабочих поверхностей металлополимерных пар трения. Приведены усредненные экспериментальные значения трибоЭДС для Al, Ni, Fe и Cu. Одной из основных задач трибологии является оценка энергетических характеристик поверхностных слоев пар трения тормозных устройств. Фундаментальной проблемой изучения рабочих поверхностей металлических фрикционных элементов (тормозных шкивов, барабанов и дисков) является контроль параметров, которые связанны между собой термодинамическими соотношениями. Сопоставление величин трибоЭДС для всех исследуемых металлов дало возможность составить ряд, в котором всякий последующий металл более электроотрицателен, чем предыдущий. Для эталона из никеля ряд имеет следующий вид: Fe, Mo, Zn, Al, Cu, Ti, Pb. Сопоставление величин от максимальных до минимальных параметров (ρ – плотность; с – теплоемкость; λ, α – коэффициентов теплопроводности и температуропроводности) для всех исследуемых металлов позволило составить ряды. Первый (для ρ): Mo, Cu, Fe, Ni, Pb, Zn, Ti, Al; второй (для с): Al, Ti, Fe, Cu, Ni, Zn, Mo, Pb; третий  (для λ): Cu, Al, Mo, Zn, Fe, Pb, Ni, Ti; четвертый (для α): Cu, Mo, Zn, Pb, Ni, Fe, Ti. Таким образом, анализ трибоэлектрических характеристик металлов показал, что в сплавах на основе железа, можно ожидать изменение трибоЭДС в зависимости от вида легирующих элементов и их количества в сплаве. А многофакторный метод подбора фрикционных материалов пар трения тормозных устройств позволил сформировать ряды по  трибоЭДС и теплофизических характеристик различных металлов позволяет уменьшить скачки разности потенциалов за счет нового подхода к рецептуре примесных компонентов в металлических фрикционных изделиях.
 
Publisher National Aviation University
 
Contributor
 
Date 2019-09-30
 
Type
 
Identifier http://jrnl.nau.edu.ua/index.php/PTZ/article/view/13865
10.18372/0370-2197.4(85).13865
 
Source Проблеми тертя та зношування; № 4(85) (2019); 4-10
Problems of Friction and Wear; № 4(85) (2019); 4-10
Проблемы трения и изнашивания; № 4(85) (2019); 4-10
 
Language uk
 

Технічна підтримка: НДІІТТ НАУ